Пермская лига молодых инвалидов "Голубка" - Об авторе - Об иппотерапии Our logo, Welcome! Добро пожаловать!

Пермская лига молодых инвалидов "Голубка"

Ищем: на
ГЛАВНАЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ РЕСУРСЫ ОБ АВТОРЕ ЭТО ИНТЕРЕСНО
Коротко обо мне

Резюме

Реабилитация иппотерапией <

Дикулевская методика


Написать мнение в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ

Обсуждаем темы на ФОРУМЕ

Обмен опытом в ЧАТЕ

Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП.

Г.В.Дремова, П.Л.Соколов, В.И.Столяров


Предисловие.

Иппотерапия - лечебная гимнастика на лошади ("hippos" - по-гречески "лошадь") - давно известная эффективная терапевтическая помощь для больных с различными заболеваниями [Rommel, 1978].

Первые попытки применить дозированную верховую езду и физические упражнения на лошади для лечения и реабилитации некоторых категорий инвалидов были предприняты в начале 50- х годов в ФРГ, странах Скандинавии, а затем Великобритании, Канаде, Швейцарии, Польши и Франции.

В 60-х годах, как отмечает Kuprian [1986], доктор Reichenbach М. в основанной им больнице в горной деревне Бинкейройт (ФРГ) занимался лечением своих пациентов, используя верховую езду на лошади. Это называлось им "верховая езда как терапия".

В последние годы в указанных странах иппотерапия (терапевтическая верховая езда) используется в системе комплексной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Одной из первых публикаций о применении лечебной верховой езды является статья доктора Druschky [1961] "Гимнастика на лошади, как дорога к исцелению". В дальнейшем появились работы и других авторов [Квирквелия, Цверава, 1982; Цверава, 1985; Цверава, Лория, 1983; Цверава, Цагарели, 1986; Чхиквишвили, Жоржоладзе, Качарава, 1986; Karte, 1989; Kluwer, 1989; Knipp, 1989; Kuprian, 1986; Lang, 1986; Riede, 1993; Rommel, 1978; Strauss, 1991; Zahradka, 1993 и др.].

Многочисленные публикации в научных и популярных изданиях привлекли внимание специалистов к новому методу реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Вопросам терапевтической верховой езды посвящен ряд международных конгрессов, регулярно проводимых с 1974 года и по настоящее время.

Несмотря на такое внимание специалистов к иппотерапии до сих пор не решен ряд важных вопросов ее практического использования в работе с инвалидами, особенно инвалидами вследствие ДЦП. Данная работа и посвящена анализу этих вопросов, важнейшими среди которых являются:

  • место иппотерапии в системе средств лечебного, оздоровительного и социально- педагогического воздействия на инвалидов, имеющих нарушения в опорно-двигательном аппарате;
  • методика ее комплексного использования в сочетании с другими средствами;
  • пути закрепления положительных сдвигов в реабилитации, достигнутых на основе иппотерапии;
  • научные методы и тесты, позволяющие определить степень воздействия иппотерапии на физическое и психическое состояние инвалидов, а также лечебно-оздоровительный, реабилитационный и интеграционный эффект воздействия на них иппотерапии.
  • Все эти вопросы анализируются применительно к инвалидам вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). За последние годы эта патология вышла на одно из первых мест по частоте встречаемости среди поражений нервной системы в детском возрасте во всех странах мира и является одним из инвалидизирующих заболеваний детского возраста.

    В России удельный вес детей с ДЦП составляет в 90-х годах 46,3% от всей другой патологии. В целом же заболеваемость церебральным параличом возросла на 0,17 на 1000 человек и составляет 1,88 на 1000 детей [см. Никитина, 1977; Сологубов, 1992].

    Как известно, ДЦП - полиэтиологическое заболевание, которое чаще всего начинается внутриутробно и более чем в 60% случаев продолжает развиваться в первые годы жизни ребенка.

    По литературным данным, в настоящее время насчитывается до 400 факторов, способных нарушить ход нормального внутриутробного развития. В их числе отмечаются: ранний и поздний токсикозы беременных, несовместимость крови по системе АВ0 и резус-фактору, хроническая гипоксия плода и асфиксия в родах, внутриутробное инфицирование плода, нейроинфекции, неблагоприятные экологические факторы и др.

    Клиническая картина двигательных, психических и речевых расстройств настолько разнообразна, что до настоящего времени отсутствует общепринятая единая классификация детского церебрального паралича. В России принята классификация, предложенная Семеновой [1976, 1984]. Согласно этой классификации, выделяются следующие формы данного эаболевания:

    1. Двойная гемиплегия - в основе клиники имеет тетрапарез, причем, либо в одинаковой степени нарушены функции верхних и нижних конечностей, либо в основном поражены верхние конечности. Инвалиды с этой формой ДЦП в связи с их полной некурабельностью подлежат помещению в интернат системы социального обеспечения.
    2. Спастическая диплегия - страдают свыше 50% инвалидов ДЦП. При данной форме заболевания поражение нижних конечностей более выражено, чем поражение верхних конечностей. Двигательные нарушения у инвалидов со спастической диплегией вызваны тем, что сначала развиваются патологические синергии в мышцах верхних и нижних конечностей, затем на их основе формируются патологические установки (чаще сгибательные), а позже контрактуры. При данной форме часто наблюдаются различные формы дизартрий, задержка психического развития, зачастую с выходом в олигофрению.
    3. Гиперкинетическая форма наблюдается у 20-25% всех инвалидов с указанной патологией и характеризуется наличием насильственных движений, разнообразных по виду: наиболее часто встречаются двойной атетоз, хореоатетоз, хореический гиперкинез.
    4. Атонически-астатическая форма детского церебрального паралича в отличие от других форм характеризуется сочетанием патологических тонических рефлексов с низким тонусом мышц и расстройством координации.
    5. Гемипаретическая форма предполагает нарушение функций одноименных конечностей.
    В последние 2-3 десятилетия очень тяжелые формы ДЦП стали встречаться значительно реже. Так, двойная гемиплегия наблюдается лишь в 12-26% случаев от общего числа этих больных, в то время как в конце 50-х годов эта форма ДЦП отмечалась значительно чаще (в 20-25% случаев).

    Несмотря на разнообразие развития и клинических форм ДЦП, общим для этого заболевания является аномальное распределение мышечного тонуса и нарушение координации движений. Развитие аномалий строения и функции центральной нервной системы на ранних этапах развития ребенка приводит к формированию в последующем стойкого двигательного дефицита вследствие нарушения естественной динамики становления как двигательных, так и высших корковых функций.

    Одним из факторов, оказывающих воздействие на формирование двигательных расстройств при детском церебральном параличе, является патология афферентной импульсации. В норме любое произвольное движение представляет собой замкнутый рефлекторный акт, во время которого поток центробежных импульсов, иннервирующих участвующие в движении мышцы, сочетается с непрерывным потоком импульсов, идущих от проприорецепторов к различным отделам мозга. Эта непрерывная проприоцептивная информация необходима для осуществления любого целенаправленного движения, так как с ее помощью производится коррекция точности, быстроты, силы и других факторов, характеризующих движение. Приток постоянных импульсов от глубоких мышечных рецепторов имеется и в состоянии покоя. Благодаря им соответствующие структуры получают информацию о положении тела в пространстве, регулируют постуральный тонус, антигравитационное напряжение мышц. В условиях патологии, при поражении высших отделов двигательного анализатора, непрерывный поток проприоцептивной импульсации вызывает нарушение тонуса мышц, особенно мышц-разгибателей, участвует в формировании спастичности и гиперкинезов [Журавлев, Перхурова, Семенова, Витензон, 1986; Исанова, 1993; Левченкова, 1982; Kabat, Knott, 1953].

    По данным большинства авторов, занимавшихся изучением ДЦП, расстройства интеллекта встречаются у данной группы инвалидов достаточно часто [см. Ваганов, Боровик, Бондарь, 1994; Добровольская, 1991; Левченко, 1991; Семенова, 1984; Bowiey, Gardner, 1980].

    Клиническая картина интеллектуальных расстройств у инвалидов ДЦП дополняется особенностями характерологического развития личности. Так, например, в подростковом возрасте нередко формируются затяжные реактивные состояния, связанные с переживаниями из-за своего физического дефекта. Эти реактивные состояния проявляются в негативизме (отказ от процедур и т.п.) или в депрессии [Калижнюк, Шевченко, 1985; Кириченко, Калижнюк, 1983; Психологические исследования..., 1989].

    Течение ДЦП при всех его формах подразделяется на раннюю, начальную резидуальную и позднюю резидуальную стадии.

    Поздняя резидуальная стадия считается самой тяжелой и малоперспективной в отношении восстановления и развития двигательных, психических и речевых функций. На этой стадии деформации конечностей обычно стойкие, фиксированные, связанные с вторичными изменениями в суставных сумках и потерей сухожилиями эластичности. Лечебная физкультура, физиотерапевтические и ортопедические мероприятия часто оказываются недостаточно эффективными.

    Сложность и в большинстве случаев недостаточная эффективность мероприятий по реабилитации инвалидов в поздней резидуальной стадии ДЦП обусловливают необходимость поиска новых форм коррекционной работы с данной группой инвалидов [Бада-лян, Журба, Тимонина, 1988; Камалов, Афанасенко, 1983; Манович, Жуховицкий, Дементьева, 1969; Меженина, 1966; Цукер, 1970; Эйдинова, 1969; Bobath K., Bobath B., 1956; Bosch, 1972; Haskell, Barrett, Taylor, 1977].

    Решая вопросы социальной интеграции и реабилитации инвалидов вследствие ДЦП важно учитывать и социально-психологические особенности этой группы инвалидов [Доброволь-ская, 1991; Изучение особенностей..., 1991; Калижнюк, Шевченко, 1985; Медико-социальная реабилитация..., 1991], как и инвалидов вообще [см. Полунин, 1991; Психологические исследования..., 1989; Финкель, 1991].

    С точки зрения жизненной ситуации для инвалидов с ДЦП характерны отгороженность от жизни общества, неудовлетворенность своим положением, которая связана прежде всего с одиночеством, с наличием проблемы приспособления к своему положению и необходимостью преодоления психологического дискомфорта.

    Для этих лиц крайне затруднено трудоустройство, участие в общественной жизни, создание собственной семьи. Даже работающие (и не являющиеся надомниками) инвалиды практически не участвуют в жизни общества, часто испытывают по отношению к себе настороженное, а то и недоброжелательное отношение со стороны администрации и здоровых коллег.

    К наиболее часто встречающимся отклонениям в эмоционально-волевой сфере у инвалидов с ДЦП относятся эмоциональная вялость, апатичность, зависимость от опекающих лиц, невысокая мотивация к самостоятельной деятельности, тем более - направленной на коррекцию собственного болезненного состояния, невысокий адаптивный потенциал.

    Частично эти черты являются составляющими элементами психоорганического синдрома, частично - следствием гиперопеки больного ребенка в социально благополучной семье [Мамайчук, Чавес, 1991; Мартынов, 1992, 1993]. По мнению Семеновой [1976, 1984], у ряда пациентов, с раннего возраста находящихся в домах ребенка и специализированных интернатах, развитие такого рода расстройств связано с психической депривацией, а сложившаяся социальная ситуация обусловливает указанные особенности личности инвалидов с ДЦП.

    Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды вследствие ДЦП, настолько серьезны, что для многих становятся непреодолимыми на пути их социальной адаптации. Эти лица постепенно теряют надежду устроиться на работу, уходят в себя, чувствуют свою ненужность и требуют повышения группы инвалидности.

    Громадную опасность в этой ситуации представляет пессимистический взгляд на возможности инвалидов с ДЦП, который прочно укоренился в сознании многих медицинских и социальных работников.

    Особенно тяжелой и малоперспективной в отношении восстановления и развития двигательных, психических и речевых функций считается поздняя резидуальная стадия ДЦП [Бадалян, Журба, Тимонина, 1988; Добровольская, 1991; Исанова, 1993; Семенова, Махмудова, 1979].

    Более прогрессивной нам представляется точка зрения тех реабилитологов, которые считают, что "... неспособность пациента достичь соответствующих целей - это поражение не пациента, а персонала, который не создал технику и программу, соответствующую возможностям пациента" [Тardieu, 1968]. Даже инвалиды, имеющие тяжелую степень двигательных нарушений, при создании определенных условий могут найти применение своим ограниченным возможностям. Ведущие зарубежные реабилитологи, рассматривая ДЦП не только как болезнь, но и как совокупность обстоятельств, в которых вынужден жить человек, считают, что важно предложить ему такие виды помощи, которые позволили бы ему приспособиться к этим обстоятельствам и жить максимально полноценной жизнью, наблюдая за состоянием пациента до достижения им возможного уровня реабилитации.

    В настоящее время для лечебного, оздоровительного и социально-педагогического коррекционного воздействия на инвалидов с ДЦП используется комплекс разнообразных средств и методов. Какое место среди них может и должна занимать иппотерапия?

    Конечно первое.

    Лечение инвалидов с ДЦП, как отмечают специалисты, должно быть комплексным, включать мероприятия по расширению двигательных, речевых и психических возможностей, с использованием всех имеющихся реабилитационных средств [см. Бадалян, Журба, Тимонина, 198 8; Бодажков, Чабан, 1990; Верхало, 1990; Восстановительное лечение детей..., 1991; Гавриков, Северина, 1988; Герцен, Лобенко, 1991; Грандо, Дмитриева, 1980; Гончарова, 1982; Кассирский, Воробьев, 1988; Костадинов, Краев, 1987; Курбанова, Барская,1989; Мартынов, 1992, 1993; Мольская, 1991; Полунин, 1991; Сахно, Осипова, 1993; Сермеев, Ефименко, 1990; Cotton, 1970; Cotton, Parnwell, 1967].

    Средствами реабилитации инвалидов вследствие ДЦП являются методы социально- восстановительного действия, психологической коррекции, физической реабилитации (ЛФК, массаж, рефлексотерапия, светолечение, электролечение, вибротерапия, магнитотерапия, теплолечение, водолечение), и профессиональная ориентация. Методы лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и рефлексотерапии применяются на всех этапах реабилитационного лечения с учетом тяжести функциональных нарушений и общих противопоказаний к этим методам лечения.

    Лечебная физкультура как метод реабилитации лиц с детским церебральным параличом занимает в комплексной терапии одно из ведущих мест и является естественно-биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно-двигательного аппарата [Мошков, 1982]. Высокая эффективность лечебной гимнастики при церебральных параличах отмечена в ряде работ [см. напр. Бадалян, Журба, Тимонина, 1988; Бодажков, Чабан, 1990; Бортфельд, Рогачева, 1986; Гончарова, 1982; Желенкова, 1989; Исанова, 1993; Каптелин, 1986; Лечебная физкультура..., 1995; Манович, Жуховицкий, Дементьева., 1969; Меженина, 1966; Мирзоева, Бортфельд, Городецкая, Данилова, 1972; Физиотерапия, 1986; Bowiey, Gardner, 1980; Carrington, 1971; Haskell, Barrett, Taylor, 1977].

    В настоящее время для реабилитации лиц с ДЦП используют различные методики лечебной физкультуры.


    << вернуться
    НАШЕ КРЕДО:    ДОСТУПНОСТЬ - ВСЕГДА, ВЕЗДЕ, И ВСЕМ!


    Сайт разработан в рамках курса "Основы разработки интерактивных web-приложений",
    проводимого при поддержке "Project Harmony, Inc."

    Copyright © 2003 — 2006 ОО ПЛМИ "Голубка"    WEB-мастер
    Дата последнего обновления - 26 февраля 2006 г.

    614016, Пермь, абон.ящик № 433
    Тел: (342) 2347 - 264    E-mail: golubka@permonline.ru

    Hosted by uCoz